Говорим правильно

Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

Дорогие родители!

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Я предлагаю Вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторки.

Желаю удачи!

 

Упражнения и игры

на развитие мелкой моторики

· Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.

· Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

· Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку, заниматься бисероплетением.

· Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

· Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

· Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, заводить механические игрушки ключиком.

· Заниматься с мелким строительным материалом, конструктором.

· Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.

· Рисовать по трафарету буквы, геометрические фигуры, штриховать.

· Рисовать по точкам, пунктирным линиям.

· Пришивание пуговицы иголкой.

· Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.

· Заготавливаем капусту

Руками имитируем соответствующие действия:

- Мы капусту рубим! (2р.) - прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.

- Мы капусту режем! (2р.) - энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад.

- Мы капусту солим! (2р.) - пальцы собраны "щепотью", "солим капусту".

- Мы Капусту жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.

- Мы морковку трём! (2 р.) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки.

Затем меняем руки.

· Замок

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

-На двери висит замок. (Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)
-Кто его открыть бы смог?

- Потянули! (Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)

- Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)

- Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.) 
И - открыли! (Расцепить пальцы.)

Упражнения на развитие артикуляционной моторики

Хоботок

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 

Иголочка

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 

Горка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

21 августа 2018 в 10:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.