Говорим правильно
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДАИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. На мой взгляд, наиболее целесообразно использование игровых приемов, поскольку они помогают сделать занятие интересным, эмоционально – окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяет учесть ведущую деятельность дошкольного возраста. Основная цель работы логопеда – формирование умений и навыков произношения звуков речи. В зависимости от вида речевой задачи, этапы и методы работы имеют свои особенности. Я остановлюсь на рассмотрении наиболее часто встречающегося нарушения речи – дислалии. При коррекции дислалии коррекционная работа состоит из трёх этапов воздействия, в ходе которых применяются определенные виды игр, имеющие свои цели. На подготовительном этапе логопедической задачей является развитие произвольного внимания, памяти, мышления, аналитико-синтетических операций. Здесь я использую: 1. Дидактические игры обучающего и развивающего характера: Игра «Помоги найти маму» Цель: научиться различать и называть животных и их детенышей, следовать инструкции взрослого, развивать логическое мышление, память и внимание. Материал: 36 карточек – треугольников с цветными сторонами, на которых изображены животные или их детеныши. Ход игры: карточки – треугольники складываются в один большой равносторонний треугольник так, чтобы на стыкующихся сторонах было взрослое животное и его детёныш, а края карточек были одного цвета. 2. Настольные игры: Лото «Фрукты, овощи» Цель игры: научить сравнивать, обобщать, пополнять словарный запас, развивать зрительную память. Материал: 20 карточек с изображением овощей и фруктов. Ход игры: участникам раздаются 2 – 3 карточки, предлагается составить рассказ-описание или придумать загадку. Вариации: «Запомни и назови», «Найди общее», «Кто больше назовет», «Что спряталось?» и т.д. 2. Игры, развивающие логическое мышление: Игра «Что? Откуда? Почему?» Цель: познакомить ребёнка с природой вещей, развивать логическое мышление, память, обогащать словарный запас. Материал: 35 цветных карточек-пазлов, объединённых в 7 блоков. Ход игры: к центральной картинке-пазлу подобрать 4 соответствующие боковые карточки. Вариации с боковыми карточками: «Что лишнее?», «Цепочка», «Прятки» Специальной логопедической задачей при коррекции дефектов произношения при дислалии является умение узнавать и различать фонемы и формирование речедвигательных умений и навыков. Для формирования артикуляционной базы в логопедической практике разработан ряд упражнений, направленных на подготовку органов артикуляции к восстановительному процессу. Такие упражнения проводятся в игровой форме («Сказка о Весёлом Язычке» О.И. Крупенчук, сказка «Про зоопарк» Е.М. Косинова, сказка «Весёлая прогулка» Е.М. Косинова и др.), развивают, уточняют, совершенствуют основные движения органов речи. На втором этапе коррекционной работы целью становится формирование первоначального умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом и игровом материале. Задачи этого этапа – постановка звука, формирование правильного звукопроизношения, а также дифференциация звуков. Здесь применяются игры, основанные на речевом материале (выделение звуков в словах, поиск слов, продолжение цепочек слов, придумывание слов и т.д.) Игра «Весёлый поезд» Цель игры: закреплять правильное произношение звуков в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие, образное мышление. Материал: паровозик, вагончики, картинки-логопедки. Ход игры: Вариант 1: Помочь пассажирам (логопедки) отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назвать каждого пассажира, выделяя заданный звук. Прохлопать в ладоши количество слогов в каждом слове для определения вагона (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Вариант 2: Посадить пассажиров в соответствии с положением звука в слове (начало, середина, конец). Игра «Логопедическое лото» Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация трудных для произношения звуков, формировать умение дифференцировать разные группы звуков, развитие зрительной памяти, внимания. Материал: листы А4 с изображением звуков [р], [л], [ш], [ж], [с], [з] и т.д. и предметов, в названиях которых они встречаются. Ход игры: найти к звуку подходящую картинку. Третий этап коррекционной работы – этап формирования коммуникативных умений и навыков – имеет своей целью сформировать навыки и умения употребления звуков речи в различных ситуациях общения. Игровые приемы этого этапа проводятся в форме творческих упражнений (разыгрывание знакомых сказок, пересказы, сюжетно-ролевые игры) Преодоление недостатков речи требует определенной системы и особых методов и приемов коррекционной работы. Творческое их использование приводит не только к устранению речевых недостатков, но и к гармоничному развитию ребенка. Игра является одним из интересных и доступных средств обучения и воспитания детей, нуждающихся в логопедическом воздействии. 21 августа 2018 в 10:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.