Говорим правильно

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Я расскажу о некоторых новых приемах при проведении пальцевого массажа и использовании синквейна в образовательной работе.

Пальцевый массаж

Цели пальцевого массажа:

- развивает мелкую моторику детских рук и пальцев;

- способствует развитию мозга и речи ребёнка;

- развивает творческое начало;

- улучшает память;

- готовит руку к письму;

- поднимает настроение и благотворно влияет на психику ребёнка;

- обеспечивает хороший досуг;

- закрепляет позитивный настрой на занятия;

Виды пальцевого массажа:

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж травяными мешочками;

• массаж камнями;

• массаж зондами, зондозаменителями;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

Массаж приборами Су-Джок терапии

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

 В. А. Сухомлинский.

СуДжок терапия (Су-Джок) - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно.

Я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Формы работы с су-джок массажерами

Массаж Су - Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз - два - три - четыре - пять,  /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Использование Су - Джок терапии при автоматизации звуков. (Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Использование Су - Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

СИНКВЕЙН

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain)это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка фраза, несущая определенный смысл.

5 строка заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!

Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые  синквейны, например:

Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

Алгоритм обучения синквейну.

Можно начать работу над синквейном с загадывания загадки. Например:

- Отгадайте, кто к нам пришел в гости?

Ночью ходит, днем он спит,

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

- Ну, конечно, это – Ежик.

1 этап – подготовительный

На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель – существительное, актуализируется номинативная лексика.

Затем вводится понятие: “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное, актуализируется адъективная лексика.

После этого вводится понятие: “слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.

Далее просим детей составить предложение о ёжике. Предъявляется модель – предложение.

В итоге знакомим ребят с моделью синквейна.

Получаем пример синквейна.

1. Ежик

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Модель синквейна можно заменить схемами.

В чём же его эффективность и значимость?

- Его простота. Синквейн могут составить все.

- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

- Синквейн является игровым приемом.

- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

- Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!

Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD

21 августа 2018 в 10:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.